Метро Стамбула, Турция
Стамбульский городской транспорт представлен несколькими видами сообщений: наземное, подземное, водное и даже подводное. Перемещаться по городу можно на такси, автобусах, метробусах, долмушах, метро, фуникулере, электричках, а также на паромах и другом водном транспорте (через пролив Босфор). Каждый из этих видов имеет несколько разновидностей, в результате чего схема движения всего транспорта в Стамбуле достаточно запутанная. Приезжему разобраться в ней сложно, но можно воспользоваться картами и специальными схемами движения транспорта, которые продаются в аэропортах, на вокзалах и в киосках в городе.
Несмотря на такую сложность городской общественный транспорт мегаполиса, на самом деле, очень удобен тем, что многие его линии пересекаются, и даже если вы сели не на ту линию или не тот вид транспорта, всегда можно пересесть на альтернативную ветку и быстро добраться в нужное место.
История метро Стамбула
Метро Стамбула — самый удобный и демократичный вид городского транспорта. Всевозможные проекты и планы развития подземного сообщения появлялись в стратегии развития инфраструктуры Стамбула в разное время с начала XX века: в 1912, 1936, 1951 гг. До этого существовал один вид подземного сообщения — фуникулер Тюнель (с 1875 года). По этой причине метро Стамбула считается одним из старейших в мире. Наконец, непосредственно строительство метрополитена началось только в 1992 году. Продвигалось оно исключительно медленно по той причине, что Стамбул — старинный город (изначально Византий, затем Константинополь), и по мере прокладывания подземных коммуникаций были сделаны разные ценные археологические находки.
Еще один фактор осложнял строительство: город расположен в сейсмически активной зоне. Здесь нередки землетрясения, поэтому строительство метро требовало особых технологий. Оно велось открытым образом с учетом того, чтобы будущий метрополитен выдерживал колебания почвы до 9-ти баллов по шкале Рихтера. Метро Стамбула открылось только в 2000 году и сейчас оно насчитывает 4 действующие линии, еще три проектируются.
Первая линия — это так называемое легкое метро, позволяет добраться из международного аэропорта Ататюрка в центр города. 16 сентября состоялось торжественное открытие ветки метро от Таксим до Левент. Она насчитывала всего 6 станций. Первые поезда, ходившие по этой ветке, представляли собой относительно небольшие 4-хвагонные составы фирмы Alstom. Через 9 лет эту линию продлили до Ататюрк Оно Санайи. В это же время на рельсы поставили новые поезда корейско-турецкой компании EUROTEM. В 2014 году эта линия была снова продлена (до Еникапы), а по новому метромосту через залив Золотой Рог прошла еще одна ветка. В целом эта линия стамбульского метро насчитывает 16 станций и имеет общую протяженность 23 километра.
В августе 2012 года была открыта еще одна линия метрополитена протяженностью 22 километра. Она расположена в азиатской части города и насчитывает 15 станций. Открытие этой линии особым образом выделило стамбульское метро — оно стало первым в мире, расположенным одновременно в Европе и Азии городским метро.
Еще одна, небольшая ветка всего на 4 станции проложена по берегу Босфорского пролива с европейской стороны. Но на этом власти Стамбула не ограничились. Город с каждым годом становится все более густонаселенным. Кроме того, ежегодно сюда приезжают миллионы туристов. Все это создает колоссальную нагрузку на его транспортную систему. Чтобы решить эту проблему, на 2015-2030 годы планируется открытие еще трех линий метро:
- одна из них будет проложена на северо-востоке и будет включать 19 станций,
- вторая — на северной линии 1 и будет состоять из 15 станций метро,
- третья линия, которая сейчас условно называется ММ, соединит Левент и Хисарюстю.
Что собой представляет система метро в Стамбуле
Ни один приезжающий в город гость даже не сомневается, есть ли метро в Стамбуле. Это один из самых важных способов городского транспортного сообщения, и в таком большом мегаполисе, как Стамбул, он должен быть обязательно. Тем более что стамбульское метро — одно из старейших в мире. Метрополитен здесь — система скоростного транспорта, главным образом, подземного, но не только — есть и другие его разновидности. Данный вид сообщений берет на себя около 8,2 % всего пассажиропотока мегаполиса, а это составляет более 600 тысяч человек ежедневно.
Линии метро представляют собой не единую систему, а несколько разрозненных «веток». Обычно чтобы пересесть с одной ветки метрополитена на другую, нужно воспользоваться каким-нибудь промежуточным транспортом (автобусами, такси) или пройти некоторую часть пути пешком. На данный момент есть 62 дейс
Станции и линии метро. Как пользоваться метрополитеном Стамбула
Первая линия — М1
Первая линия метро обозначается на карте красным цветом и называется М1. Она соединяет основные станции Havalimanı — Аксарай — Еникапы. Скоростной поезд преодолевает расстояние от одной конечной станции до другой всего за 32 минуты. Расстояние между ними — 19,5 км.
Эта ветка удобна тем, что соединяет важные пункты сообщения: аэропорты, автовокзалы и пр. Линия М1 идет от станции метро аэропорт Ататюрк до района города под названием Аксарай. По пути следования расположен и автовокзал Байрампаша. Район Аксарай для туристов представляет интерес тем, что в нем есть огромное количество отелей разной ценовой категории, а неподалеку расположен район Лалели, на котором много больших рынков, оптовых магазинов и складов. Сюда приезжают коммерсанты, заинтересованные в выгодных оптовых закупках.
На ветке есть и важная станция Zeytinburnu. Если сойти на ней и пересесть на скоростной трамвай № Т1, то можно легко добраться до центра туризма — исторического района мегаполиса, который называется Султанахмет. От нее же можно добраться до ж/д вокзала Сиркеджи и морских причалов в районе Эминёню. А от станции Аксарай рукой подать до причала Йеникапы. От него отходят паромы в Бандырму и Ялову. В 2014 году линия М1 была продлена, благодаря чему теперь с ее помощью стало легче добраться до аэропорта Сабиха Гекчен и района Таксим.
Вторая линия — М2
Вторая ветка метро немного короче первой — 16 км — и соединяет конечные станции Yenikapı и Hacıosman. Она называется М2 и обозначается на картах зеленым цветом. Время, за которое поезд проходит от одной конечной станции до другой, равно 27 минутам. Ветка М2 соединяет районы Истикляль, Таксим и Бейоглу с Аксараем и причалом Йеникапы.
Третья линия — М3
Третья ветка — соответственно, М3 — проложена по направлению Kirazlı – Olimpiyat – MetroKent. Она ведет в спальные районы города. На схеме ее можно распознать по голубому цвету. Протяженность линии М3 равна 15,9 км, а время движения от одной конечной до другой — 20 минутам.
Четвертая линия — М4
Следующая по нумерации — розовая линия М4 — соединяет станции Kartal и Kadıköy. Длина — 22,7 км, а время в пути — 30 минут. Она проложена от спальных районов мегаполиса до пристани Кадыкёй.
В Стамбуле есть также радио метро, оповещающее пассажиров обо всех новостях этого вида транспорта.
Подводное метро Мармарай
Еще одна разновидность стамбульского метро — Мармарай (название происходит от словосочетаний «Мраморное море» и «рельсы»). Это подводное метро Турции, проложенное под проливом Босфор. Проект Мармарай включает также и модернизацию веток, которые проходят вдоль Мраморн
Тоннель подводного метро залегает на глубине 60 метров под поверхностью залива. Это второе по глубине залегания метро в мире (после японского Сэйкан). Сам проект подводного тоннеля Мармарай обошелся Турции в 3,5 млрд долларов, а вместе со всей инфраструктурой — все 5.
Первые пассажиры смогли прокатиться на подземном метро 29 октября 2013 года. Тоннель, пролегающий под Босфором, состоит из 11-ти сейсмоустойчивых секций. Одна такая секция имеет длину 130 метров и весит 18 тысяч тонн. Въезд в подводное метро на азиатской стороне пролива находится в Айрылыкчешме, на европейском берегу — в Казлычешме. Первые 2 недели стамбульцы и гости города могли пользоваться подводным тоннелем бесплатно. Сейчас проезд по нему стоит столько же, сколько и на обычных ветках метро.
Сколько стоит проездной билет и как его купить
Оплатить проезд в метро в Стамбуле можно несколькими разными способами. То, сколько стоит проезд в метро, зависит от способа оплаты. Если платить жетонами, то стоимость проезда обойдется в разы дороже, чем при оплате специальной пластиковой картой.
Оплата проезда жетонами
Жетон на одну поездку на метрополитене стоит 3 турецкие лиры. Купить его можно прямо на станции в специальном автомате. Такие автоматы имеют меню на английском, немецком и турецком языках и принимают купюры по 5, 10, 20 лир. После внесения оплаты требуется нажать на кнопку, после чего автомат отсчитает необходимое количество жетонов.
Внимание: не все автоматы принимают купюры по 20 лир. Лучше платить банкнотами меньшего достоинства. Жетоны опускаются в турникет на входе на станцию.
Покупка İstanbulKart
Но если есть желание сэкономить на проезде (причем, существенно), то лучше купить пластиковую карту İstanbulKart (Истамбулкарт). Она стоит дороже жетонов, но в итоге ее стоимость окупается уже через несколько поездок на метро или другом виде транспорта. Продается карта также:
- в особых киосках в аэропортах,
- на железнодорожных вокзалах
- и на станциях транспорта в районах Эминёню, Таксим, Аксарай и др.
Эти киоски можно узнать по названию İstanbulkart satiş noktasi. Залоговая стоимость Истамбулкарт:
- в чехле — 7 лир,
- без чехла — 6.
Если вы возвращаете карту (это можно сделать только в киосках), залоговая стоимость вам возмещается. При использовании Истамбулкарт стоимость проезда в метро в Стамбуле значительно снижается. К примеру:
- первая поездка на метро обойдется уже не 3 лиры (жетон), а 1,95,
- вторая будет стоить еще дешевле — всего 1,25 турецкие лиры,
- третья — 1,
- последующие поездки и того дешевле — по 0,75.
Как пользоваться автоматом
Купить и пополнить İstanbulKart можно как в киосках, так и в автоматах. Автоматом пользоваться просто. В купюроприемник опускаются купюры достоинством 5, 10 или 20 лир. Желательно заранее прикинуть, сколько нужно на проезд, поскольку сдачу автомат не выдает — все, что поступило в купюроприемник, окажется на счету карты. Меню автоматов на трех языках: английском, немецком и турецком. Чтобы узнать баланс карты, необходимо положить ее в специальное окошечко и оплатить операцию. На экране автомата высветится баланс данной карты, и вы сразу же сможете пополнить счет.
Истамбулкарт не имеет срока пригодности: купленной в прошлом году картой вполне можно рассчитаться и в этом году, и в следующем. Карта прикладывается магнитной стороной к специальному аппарату в автобусе или турникету в метро, который считывает с нее все данные.
Расписание и часы работы метро в Стамбуле
Метро Стамбула открывается в 6:00 утра, а закрывается поздно ночью — в 0:30 (до стольки обычно работает метро в Стамбуле). Однако некоторые ветки могут заканчивать работу в 24:00. Интервал движения поездов в основное время равен 7-10-ти минутам. В час пик график работы активизируется, и интервалы движения поездов сокращаются до пяти минут. Подробнее узнать, как работают разные линии стамбульского метрополитена, до скольки ходит метро в разных районах города и рассчитать время, которое потребуется на преодоление пути из одной точки города и другую, поможет:
- официальный сайт Стамбула www.istanbul.com
- или сайты туроператоров: www.tourister.ru и www.russianistanbul.com.
На них можно скачать подробную карту метро, узнать время работы разных линий и ознакомиться с информацией, касающейся актуальных цен на проезд в этом или будущем году, в зависимости от того, когда вы планируете совершить поездку в Стамбул.
Метро Стамбула на фото и видео
Фото: на фотографиях, размещенных на нашем портале, можно увидеть, как выглядят станции метро Стамбула, каковы вагоны изнутри, насколько загружены поезда в обычное время и в час пик и по каких маршрутам они следуют.
Видео: чтобы ощутить атмосферу, царящую в метрополитене Стамбула, можно посмотреть наши видеоматериалы.
Оставьте свой отзыв