Метро Стамбула, Турция

Метро Стамбула, Турция

Стамбульский городской транспорт представлен несколькими видами сообщений: наземное, подземное, водное и даже подводное. Перемещаться по городу можно на такси, автобусах, метробусах, долмушах, метро, фуникулере, электричках, а также на паромах и другом водном транспорте (через пролив Босфор). Каждый из этих видов имеет несколько разновидностей, в результате чего схема движения всего транспорта в Стамбуле достаточно запутанная. Приезжему разобраться в ней сложно, но можно воспользоваться картами и специальными схемами движения транспорта, которые продаются в аэропортах, на вокзалах и в киосках в городе.

Несмотря на такую сложность городской общественный транспорт мегаполиса, на самом деле, очень удобен тем, что многие его линии пересекаются, и даже если вы сели не на ту линию или не тот вид транспорта, всегда можно пересесть на альтернативную ветку и быстро добраться в нужное место.

История метро Стамбула



Metro-Stambul-12Метро Стамбула – самый удобный и демократичный вид городского транспорта. Всевозможные проекты и планы развития подземного сообщения появлялись в стратегии развития инфраструктуры Стамбула в разное время с начала XX века: в 1912, 1936, 1951 гг. До этого существовал один вид подземного сообщения – фуникулер Тюнель (с 1875 года). По этой причине метро Стамбула считается одним из старейших в мире. Наконец, непосредственно строительство метрополитена началось только в 1992 году. Продвигалось оно исключительно медленно по той причине, что Стамбул – старинный город (изначально Византий, затем Константинополь), и по мере прокладывания подземных коммуникаций были сделаны разные ценные археологические находки.

Еще один фактор осложнял строительство: город расположен в сейсмически активной зоне. Здесь нередки землетрясения, поэтому строительство метро требовало особых технологий. Оно велось открытым образом с учетом того, чтобы будущий метрополитен выдерживал колебания почвы до 9-ти баллов по шкале Рихтера. Метро Стамбула открылось только в 2000 году и сейчас оно насчитывает 4 действующие линии, еще три проектируются.

Первая линия – это так называемое легкое метро, позволяет добраться из международного аэропорта Ататюрка в центр города. 16 сентября состоялось торжественное открытие ветки метро от Таксим до Левент. Она насчитывала всего 6 станций. Первые поезда, ходившие по этой ветке, представляли собой относительно небольшие 4-хвагонные составы фирмы Alstom. Через 9 лет эту линию продлили до Ататюрк Оно Санайи. В это же время на рельсы поставили новые поезда корейско-турецкой компании EUROTEM. В 2014 году эта линия была снова продлена (до Еникапы), а по новому метромосту через залив Золотой Рог прошла еще одна ветка. В целом эта линия стамбульского метро насчитывает 16 станций и имеет общую протяженность 23 километра.

В августе 2012 года была открыта еще одна линия метрополитена протяженностью 22 километра. Она расположена в азиатской части города и насчитывает 15 станций. Открытие этой линии особым образом выделило стамбульское метро – оно стало первым в мире, расположенным одновременно в Европе и Азии городским метро.

Еще одна, небольшая ветка всего на 4 станции проложена по берегу Босфорского пролива с европейской стороны. Но на этом власти Стамбула не ограничились. Город с каждым годом становится все более густонаселенным. Кроме того, ежегодно сюда приезжают миллионы туристов. Все это создает колоссальную нагрузку на его транспортную систему. Чтобы решить эту проблему, на 2015-2030 годы планируется открытие еще трех линий метро:

  • одна из них будет проложена на северо-востоке и будет включать 19 станций,
  • вторая – на северной линии 1 и будет состоять из 15 станций метро,
  • третья линия, которая сейчас условно называется ММ, соединит Левент и Хисарюстю.

Что собой представляет система метро в Стамбуле



Metro-Stambul-8Ни один приезжающий в город гость даже не сомневается, есть ли метро в Стамбуле. Это один из самых важных способов городского транспортного сообщения, и в таком большом мегаполисе, как Стамбул, он должен быть обязательно. Тем более что стамбульское метро – одно из старейших в мире. Метрополитен здесь – система скоростного транспорта, главным образом, подземного, но не только – есть и другие его разновидности. Данный вид сообщений берет на себя около 8,2 % всего пассажиропотока мегаполиса, а это составляет более 600 тысяч человек ежедневно.

Линии метро представляют собой не единую систему, а несколько разрозненных “веток”. Обычно чтобы пересесть с одной ветки метрополитена на другую, нужно воспользоваться каким-нибудь промежуточным транспортом (автобусами, такси) или пройти некоторую часть пути пешком. На данный момент есть 62 действующие станции метро. Строятся еще 23. Чтобы разобраться, как пользоваться метро в Стамбуле, важно иметь представление о его основных ветках. Вход в стамбульское метро обозначается, как и в московском, буквой М. Буква очерчена синим кругом со стрелкой красного цвета.

Станции и линии метро. Как пользоваться метрополитеном Стамбула



Metro-Stambul-10Первая линия – М1
Первая линия метро обозначается на карте красным цветом и называется М1. Она соединяет основные станции Havalimanı – Аксарай – Еникапы. Скоростной поезд преодолевает расстояние от одной конечной станции до другой всего за 32 минуты. Расстояние между ними – 19,5 км.

Эта ветка удобна тем, что соединяет важные пункты сообщения: аэропорты, автовокзалы и пр. Линия М1 идет от станции метро аэропорт Ататюрк до района города под названием Аксарай. По пути следования расположен и автовокзал Байрампаша. Район Аксарай для туристов представляет интерес тем, что в нем есть огромное количество отелей разной ценовой категории, а неподалеку расположен район Лалели, на котором много больших рынков, оптовых магазинов и складов. Сюда приезжают коммерсанты, заинтересованные в выгодных оптовых закупках.

На ветке есть и важная станция Zeytinburnu. Если сойти на ней и пересесть на скоростной трамвай № Т1, то можно легко добраться до центра туризма – исторического района мегаполиса, который называется Султанахмет. От нее же можно добраться до ж/д вокзала Сиркеджи и морских причалов в районе Эминёню. А от станции Аксарай рукой подать до причала Йеникапы. От него отходят паромы в Бандырму и Ялову. В 2014 году линия М1 была продлена, благодаря чему теперь с ее помощью стало легче добраться до аэропорта Сабиха Гекчен и района Таксим.

Вторая линия – М2
Metro-Stambul-13Вторая ветка метро немного короче первой – 16 км – и соединяет конечные станции Yenikapı и Hacıosman. Она называется М2 и обозначается на картах зеленым цветом. Время, за которое поезд проходит от одной конечной станции до другой, равно 27 минутам. Ветка М2 соединяет районы Истикляль, Таксим и Бейоглу с Аксараем и причалом Йеникапы.

Metro-Stambul-14Третья линия – М3
Третья ветка – соответственно, М3 – проложена по направлению Kirazlı – Olimpiyat – MetroKent. Она ведет в спальные районы города. На схеме ее можно распознать по голубому цвету. Протяженность линии М3 равна 15,9 км, а время движения от одной конечной до другой – 20 минутам.

Четвертая линия – М4
Metro-Stambul-15Следующая по нумерации – розовая линия М4 – соединяет станции Kartal и Kadıköy. Длина – 22,7 км, а время в пути – 30 минут. Она проложена от спальных районов мегаполиса до пристани Кадыкёй.

В Стамбуле есть также радио метро, оповещающее пассажиров обо всех новостях этого вида транспорта.

Metro-Stambul-16Подводное метро Мармарай
Еще одна разновидность стамбульского метро – Мармарай (название происходит от словосочетаний “Мраморное море” и “рельсы”). Это подводное метро Турции, проложенное под проливом Босфор. Проект Мармарай включает также и модернизацию веток, которые проходят вдоль Мраморного моря (от станции Гебзе до Халкали).

Тоннель подводного метро залегает на глубине 60 метров под поверхностью залива. Это второе по глубине залегания метро в мире (после японского Сэйкан). Сам проект подводного тоннеля Мармарай обошелся Турции в 3,5 млрд долларов, а вместе со всей инфраструктурой – все 5.

Первые пассажиры смогли прокатиться на подземном метро 29 октября 2013 года. Тоннель, пролегающий под Босфором, состоит из 11-ти сейсмоустойчивых секций. Одна такая секция имеет длину 130 метров и весит 18 тысяч тонн. Въезд в подводное метро на азиатской стороне пролива находится в Айрылыкчешме, на европейском берегу – в Казлычешме. Первые 2 недели стамбульцы и гости города могли пользоваться подводным тоннелем бесплатно. Сейчас проезд по нему стоит столько же, сколько и на обычных ветках метро.

Сколько стоит проездной билет и как его купить



Оплатить проезд в метро в Стамбуле можно несколькими разными способами. То, сколько стоит проезд в метро, зависит от способа оплаты. Если платить жетонами, то стоимость проезда обойдется в разы дороже, чем при оплате специальной пластиковой картой.

Metro-Stambul-11Оплата проезда жетонами
Жетон на одну поездку на метрополитене стоит 3 турецкие лиры. Купить его можно прямо на станции в специальном автомате. Такие автоматы имеют меню на английском, немецком и турецком языках и принимают купюры по 5, 10, 20 лир. После внесения оплаты требуется нажать на кнопку, после чего автомат отсчитает необходимое количество жетонов.

Внимание: не все автоматы принимают купюры по 20 лир. Лучше платить банкнотами меньшего достоинства. Жетоны опускаются в турникет на входе на станцию.

Покупка İstanbulKart
Но если есть желание сэкономить на проезде (причем, существенно), то лучше купить пластиковую карту İstanbulKart (Истамбулкарт). Она стоит дороже жетонов, но в итоге ее стоимость окупается уже через несколько поездок на метро или другом виде транспорта. Продается карта Metro-Stambul-17также:

  • в особых киосках в аэропортах,
  • на железнодорожных вокзалах
  • и на станциях транспорта в районах Эминёню, Таксим, Аксарай и др.

Эти киоски можно узнать по названию İstanbulkart satiş noktasi. Залоговая стоимость Истамбулкарт:

  • в чехле – 7 лир,
  • без чехла – 6.

Если вы возвращаете карту (это можно сделать только в киосках), залоговая стоимость вам возмещается. При использовании Истамбулкарт стоимость проезда в метро в Стамбуле значительно снижается. К примеру:

  • первая поездка на метро обойдется уже не 3 лиры (жетон), а 1,95,
  • вторая будет стоить еще дешевле – всего 1,25 турецкие лиры,
  • третья – 1,
  • последующие поездки и того дешевле – по 0,75.

Metro-Stambul-2Как пользоваться автоматом
Купить и пополнить İstanbulKart можно как в киосках, так и в автоматах. Автоматом пользоваться просто. В купюроприемник опускаются купюры достоинством 5, 10 или 20 лир. Желательно заранее прикинуть, сколько нужно на проезд, поскольку сдачу автомат не выдает – все, что поступило в купюроприемник, окажется на счету карты. Меню автоматов на трех языках: английском, немецком и турецком. Чтобы узнать баланс карты, необходимо положить ее в специальное окошечко и оплатить операцию. На экране автомата высветится баланс данной карты, и вы сразу же сможете пополнить счет.

Истамбулкарт не имеет срока пригодности: купленной в прошлом году картой вполне можно рассчитаться и в этом году, и в следующем. Карта прикладывается магнитной стороной к специальному аппарату в автобусе или турникету в метро, который считывает с нее все данные.

Расписание и часы работы метро в Стамбуле



Метро Стамбула открывается в 6:00 утра, а закрывается поздно ночью – в 0:30 (до стольки обычно работает метро в Стамбуле). Однако некоторые ветки могут заканчивать работу в 24:00. Интервал движения поездов в основное время равен 7-10-ти минутам. В час пик график работы активизируется, и интервалы движения поездов сокращаются до пяти минут. Подробнее узнать, как работают разные линии стамбульского метрополитена, до скольки ходит метро в разных районах города и рассчитать время, которое потребуется на преодоление пути из одной точки города и Metro-Stambul-Legcoe-Metroдругую, поможет:

  • официальный сайт Стамбула www.istanbul.com
  • или сайты туроператоров: www.tourister.ru и www.russianistanbul.com.

На них можно скачать подробную карту метро, узнать время работы разных линий и ознакомиться с информацией, касающейся актуальных цен на проезд в этом или будущем году, в зависимости от того, когда вы планируете совершить поездку в Стамбул.

Метро Стамбула на фото и видео



Фото: на фотографиях, размещенных на нашем портале, можно увидеть, как выглядят станции метро Стамбула, каковы вагоны изнутри, насколько загружены поезда в обычное время и в час пик и по каких маршрутам они следуют.

Видео: чтобы ощутить атмосферу, царящую в метрополитене Стамбула, можно посмотреть наши видеоматериалы.




Понравилась статья? Ставь ЛАЙК!



Оставьте свой отзыв