Первый Босфорский мост в Стамбуле, Турция

Первый Босфорский мост в Стамбуле, Турция

В Стамбуле есть несколько мостов. Самыми грандиозными и, несомненно, красивыми являются два подвесных моста через пролив – Босфорский и мост, носящий имя великого султана – завоевателя Мехмеда Фатиха, захватившего со своей армией много веков назад Константинополь, благодаря чему город и называется теперь Стамбулом.

При строительстве обоих сооружений была использована уникальная технология: на двух огромных опорах, находящихся практически возле берегов, крепится множество мощных тросов, которые удерживают полотно моста. Чтобы вся конструкция выдерживала огромную нагрузку, возложенную на нее, потребовалась четкая балансировка и тщательный расчет всех параметров. Эта тонкая, почти ювелирная работа обеспечила высокую пропускную способность и надежность мостов. Теперь оба этих прекрасных сооружения, являющихся чудом инженерного искусства, являются главными артериями, соединяющими европейскую и азиатскую части мегаполиса.

История первого моста через Босфор



bogaz-koprusu-istanbul-6История Босфорского моста (тур. Boğaziçi Köprüsü) насчитывает не одно тысячелетие. Первая – причем, достаточно удачная, – попытка соединить берега Босфора была предпринята еще в 490 году до н.э. Воинственный владыка Персии Дарий, пожелавший пересечь пролив, столкнулся с проблемой переправы своей многотысячной армии на другой берег стратегически важного Босфора. Чтобы осуществить свой грандиозный план, он приказал некому Мандроклу, жителю Самоса, построить временный мост через Босфорский пролив. Сообразительный “инженер” древности справился с заданием. Он соорудил из нескольких тысяч связанных корабельными канатами лодок понтонную переправу колоссальных размеров. По ней 70 тысяч вооруженных до зубов солдат с легкостью перешли на другой берег. Конечно, просуществовала она недолго. После этого много веков Босфорский пролив можно было пересечь только на лодках.

В период русско-турецкой войны 1877-1878 годов снова стали задумываться о постройке моста через Босфорский пролив, но дальше проектов дело не шло. И только в 1931 году власти Стамбула созрели для того, чтобы запланировать постройку такого необходимого моста через Босфор. К этому времени бывшая столица Османской империи превратилась в огромный, хорошо развитый город со множеством промышленных и жилых районов, и связь между двумя разделенными водой частями Стамбула была нужна как воздух. Как раз в это время разрабатывалось множество планов индустриализации города. Одним из них и стал проект первого подвесного транспортного пути через пролив. Примером для инженеров послужил большой подвесной мост в Сан-Франциско. К сожалению, и в 1931 году время для его воплощения так и не наступило.

bogaz-koprusu-istanbul-7Наконец в 70-х годах ХХ столетия первый в Стамбуле мост через Босфор был построен. Первый камень в основание крупномасштабного инженерного сооружения был заложен 20 февраля 1970 года. Строительство велось турецкой фирмой вместе с двумя иностранными компаниями – немецкой Hochtief AG и английской Cleveland & Engineering Co. Ltd. 35 ведущих инженеров и 400 рабочих возводили это величественное сооружение на протяжении трех лет. Первый Босфорский мост обошелся народу Турции более чем в 200 млн. долларов.

Открытие отпраздновали с большой помпой 29 октября 1973 года. Приурочили его к солидной дате – полувековому юбилею Турецкой республики. Чтобы дать ясное представление о том, какое огромное значение имеет это сооружение для Турции, следует упомянуть, что на праздновании в честь его открытия присутствовали сам президент республики Фахти Корутюрк и второе лицо в государстве – премьер-министр Мехмет Наим Талу. Позднее были возведены и другие мосты через Босфор, но пока еще ни один из них не смог превзойти пропускную способность этого грандиозного подвесного моста.

Босфорский мост в Стамбуле сегодня



bogaz-koprusu-istanbul-2Стамбульский Босфорский мост представляет собой действительно грандиозное сооружение. Его длина равна 1560 метрам. Ширина моста при этом всего 33 метра. Основной пролет протяженностью чуть более километра (1074 м) располагается между двумя огромными опорами, которые и удерживают всю конструкцию. Высота каждой из опор, возвышающихся изящными стрелами над берегами пролива, – 165 метров. Само полотно моста, являющееся одновременно и проезжей частью, удалено от поверхности воды на 64 метра. Это предусмотрено для свободного прохода под ним больших суден.

Первый мост через пролив Босфор в Стамбуле соединяет два его противоположных берега, расположенных в районах Ускюдар и Эминёню. Ежедневно по этой подвесной дороге из европейской части мегаполиса в ее азиатскую часть и обратно следуют более 200 тысяч единиц всевозможного транспорта, которые перевозят 600 тысяч пассажиров. Но для крупнотоннажных грузовых автомобилей проезд закрыт, поскольку при перегрузе Босфорский мост проседает в центральной своей части почти на метр.

Босфорский мост, который еще называют Ататюркским, является 13-м по длине мостом в мире. Сначала он был рассчитан не только для проезда транспорта, но и для пешеходного движения. С одной стороны 8-миполосной трассы даже был проложен тротуар. Но было замечено, что прекрасный Босфорский мост некоторые отчаявшиеся стамбульцы стали использовать для совершения самоубийства. Чтобы прекратить волну суицидов, продолжавшуюся почти 4 года, власти закрыли проход по мосту для пешеходов. Теперь по нему можно только проехать, причем, за фиксированную плату. Но из этого правила есть одно приятное исключение. Раз в год, во время октябрьского Стамбульского забега все желающие могут лично пройти 1,5 км моста пешком и насладиться при этом потрясающим видом на пролив.

bogaz-koprusu-istanbul-8Первый Босфорский мост исключительно красив. Монументальное многотонное сооружение издали кажется легким и воздушным – эдакой тонкой лентой, перекинутой через сверкающую водную гладь. В 2006 году на нем был произведен ремонт и установлена инновационная энергосберегающая светодиодная подсветка от Philips. Когда при наступлении темноты зажигаются миллионы разноцветных огней, изящные очертания моста кажутся сверкающими вратами в волшебную сказку. Не уступают ему по красоте и берега вокруг. Например, “европейский” берег украшен великолепным дворцом Долмабахче, огромной резиденцией турецких султанов. А в квартале Ортакей, приютившемся у основания Босфорского моста, вовсю кипит ночная жизнь, ведь здесь множество ресторанов и баров.

Где в Стамбуле находится Босфорский мост и как до него добраться



bogaz-koprusu-istanbul-5Босфорский мост одним своим концом “упирается” в район Ускюдар, а другим – в Эминёню. Добраться до этой достопримечательности Стамбула можно на автобусе. Подойдут маршруты №№ 40 Т и 42 Т. Ехать надо до остановки Ортакёй, а затем пройти к причалу под тем же названием. От него до моста рукой подать. Поскольку проезд по-этому подвесному мосту платный, то придется раскошелиться приблизительно на 3-4 турецкие лиры (около 2-х евро). Но это только в том случае, если вы следуете из европейской части города в его азиатскую часть. Обратная дорога будет бесплатной.

Первый Босфорский мост на карте Стамбула:

Первый Босфорский мост на фото и видео



Фото: на нашем портале можно посмотреть фотографии Босфорского моста. Особенно впечатляют его виды ночью: “ажурное плетение” тросов, подсвеченное гирляндами разноцветных огней, отражается в водах Босфора, а две освещенные опоры взмывают на много метров ввысь в угольно-черное ночное небо.

Видео: здесь также размещено видео, на котором можно “живьем” увидеть Босфорский мост днем и ночью.




Понравилась статья? Ставь ЛАЙК!



Оставьте свой отзыв