Трамваи в Стамбуле, Турция

Трамваи в Стамбуле, Турция

Общественный транспорт Стамбула очень разнообразный, и маршруты, по которым он следует, для непосвященного человека – не жителя этого города – достаточно запутаны. Разобраться в схеме движения транспорта можно, но на это потребуется потратить некоторое время. Самый удобный подземный транспорт, конечно же, метро. Еще есть фуникулеры, скоростные поезда, которые движутся исключительно между двумя станциями. Передвигаться по земле можно на автобусах, трамваях, такси, маршрутных такси и еще нескольких видах транспорта.

Чтобы сориентироваться в огромном количестве всевозможных транспортных средств, которые есть в Стамбуле, нужно купить карту и схему движения транспорта, которые продаются в аэропортах, на авто- и ж/д вокзалах.

История трамваев Стамбула



Tramvai-Stambula-4Трамваи в Стамбуле – один из старейших видов транспорта, причем, это не один вид, а целая система разных транспортных средств. Первые трамваи появились в городе еще в 1871 году. Они работали вплоть до 1966 года, после чего в трамвайном сообщении города наметился перерыв. Спустя 24 года власти города приняли решение открыть ветку исторического трамвая, который ходит по рельсам и по сей день.

По большей части этот старый, но отремонтированный, свежеокрашенный и очень красивый красный трамвай является своеобразной достопримечательностью Стамбула. На его фоне очень любят фотографироваться туристы. Но он является вполне действующим. Ветка исторического трамвая была открыта накануне нового, 1991 года, 29 декабря. Общая протяженность этой линии – 1,6 км. Красный ретро-трамвайчик следует в европейской части мегаполиса по бульвару Истикляль и одной из центральных площадей – Таксим. Одной из конечных остановок является станция подземного фуникулера, который называется Тюнель. Каждый день исторические ретро-трамваи Стамбула перевозят до 6 тысяч пассажиров. На схеме движения они обозначаются светло-зеленым цветом. Ветка называется Т5.

Еще одна ветка исторического трамвая есть в азиатской части мегаполиса. Поскольку первая историческая трамвайная линия имела такой успех, было принято решение открыть еще и вторую. Эта ветка несколько длиннее первой – 2,6 км. Она была торжественно открыта 1-го ноября 2003 года. Трамваи этой “линии” ходят на самом деле по кольцу между двумя конечными станциями, расположенными в районе Мода и на автовокзале Кадыкёй. Технически обе эти исторические ветки имеют одну особенность – их колеи значительно уже (всего 1 м), чем колеи современных трамвайных путей, которые имеют ширину около 1,4 метра. Последние появились в Стамбуле только в 1992 году.

Какие в Стамбуле есть трамваи



Tramvai-Stambula-1Помимо старинных исторических трамваев, которых очень немного и ездят они очень неспешно, в Стамбуле ходят современные скоростные трамваи (с 1992 года). Поначалу на трамвайных линиях были установлены подвижные составы, но они требовали специальных высоких платформ, которые не везде в городе имелись. В 2002 году эти трамваи были заменены на более современные, произведенные канадской фирмой “Bombardier”. Всего для Стамбула было закуплено 55 составов скоростных трамваев модели Flexity Swift.

Эти машины отличаются низким полом и не требуют никаких особых, высоких платформ. Одновременное использование старых и новых машин стало невозможным из-за существенной разницы в их конфигурациях, и в мае 2004 года весь город перешел на новую модификацию скоростных трамваев. Старые составы с высокими полами были переданы в управление метро, а высокие посадочные платформы переоборудованы под новый вид транспорта.

Всего в городе есть 3 трамвайные линии:

  • Tramvai-Stambula-14Первая, которая обозначается на схеме движения синим цветом и называется Т1, проходит практически через всю центральную часть европейской половины Стамбула (от “Сиркеджи” до “Кабаташа”).
  • Вторая обозначается оранжевым цветом и имеет условное определение Т4 (от “Зейтинбурну” до “Бачилар”).
  • Существует еще одна линия – “коричневая” Т3 – в азиатской части города, которая обслуживает район Кадыкёй.

Современные трамваи в Стамбуле представляют собой действительно очень современные, высокотехнологичные транспортные средства. Это довольно большие, представляющие собой сцепленные “гармошкой” длинные составы. Поскольку для разворота такого габаритного транспорта попросту нет места (для этого требуется огромное кольцо), машинисты на конечных станциях просто пересаживаются из “головы” состава в его “хвост” и продолжают движение, но уже в обратном направлении. Стамбульские трамваи довольно шумные, но у них и хорошая пропускная способность: за 1 час в одном направлении трамваи перевозят около 12 тысяч пассажиров.

Как и где купить проездной билет на трамвай в Стамбуле



Tramvai-Stambula-9Жетоны на трамвай продаются в специальных автоматах, которые называются Jetonmatik. Они установлены повсюду на станциях метро и трамваев. Стоимость жетона – 4 лиры. Jetonmatik принимают купюры только по 5, 10 и 20 турецких лир (предварительно разменяйте деньги) и дают сдачу монетами.

Но лучше все-таки купить Istanbulkart. Это универсальный способ оплаты, который действует почти на всех видах транспорта в Стамбуле. Приобрести ее можно в специальных киосках и автоматах в аэропортах и в городе рядом с крупными транспортными развязками. Киоски по продаже Istanbulkart называются İstanbulkart satiş noktasi. Такие автоматы принимают купюры по 10 турецких лир (теоретически они должны принимать и “двадцатки”, но на практике это не всегда срабатывает).

Процесс покупки карты выглядит так: в окошечко для приема купюр вы опускаете 10 лир (или более, смотря сколько вам нужно на проезд), затем нужно нажать кнопку на автомате, после чего вы получаете карту. Из суммы, которая будет потрачена на ее покупку, 6 лир составят залоговую стоимость. 7 лир – если карта с чехлом. Эту залоговую стоимость можно вернуть, если сдать Istanbulkart обратно в специальном киоске (например, возле станции метро под названием Аксарай).

Стоимость проезда



Стоимость проезда на городском трамвае может быть разной в зависимости от способа оплаты.

  • Если купить одноразовый жетон, то поездка обойдется в 4 лиры.
  • При использовании специальной транспортной карты Istanbulkart, которой можно рассчитаться на разных видах транспорта (метро, фуникулере), а не только за проезд на городском трамвае, стоимость существенно снизится. Цена на проезд в трамвае в Стамбуле опуститься в этом случае до 2,1 турецких лир.

Tramvai-Stambula-8Платить за проезд на современном трамвае нужно сразу же при входе на станцию, где установлены турникеты, как в метро. Они принимают любой способ оплаты – Istanbulkart, жетоны и др. Кстати, прокатиться “зайчиком” не получится: на станциях везде установлены камеры видеонаблюдения, а на станциях дополнительно присутствуют контроллеры. Для того чтобы проехаться на неспешном красном историческом трамвайчике, заплатить придется уже непосредственно в вагоне. При входе стоит специальный терминал, рядом с которым нужно провести транспортной магнитной картой либо опустить в него разовый жетон.

Трамвайные станции очень красивые и современные. Для пассажиров на инвалидных колясках, например, установлены специальные широкие проходы. За всем происходящим следят по камерам видеонаблюдения специальные полицейские, которые в случае какого-либо непорядка взимают с нарушителя немаленький штраф.

До скольки работают трамваи в Стамбуле



Линия Т1 работает с 6:00 до 23:30.
Трамваи второй линии начинают работу в 6 утра, но ходят почти до половины первого ночи.
Трамвайная линия Т3 имеет самый короткий график работы: с 6:30 всего лишь до 21:00.

Трамваи Стамбула на фото и видео



Фото: на фотографиях, помещенных в галерее нашего сайта, можно увидеть старые и новые трамваи Стамбула.

Видео: благодаря видеоматериалам нашего портала вы можете составить себе представление о том, что же из себя являют трамваи Стамбула, какова их скорость, насколько они загружены в обычное рабочее время и удобны для пассажиров.




Понравилась статья? Ставь ЛАЙК!



Оставьте свой отзыв